«Who wants to be a millionaire?» - а как это было у них



1998 год – в Великобритании создается уникальный проект, аналогов которому нет в мире. Речь идет о телевизионной игре «Who wants to be a millionaire?» с главным призом в размере одного миллиона фунтов стерлингов. Программа настолько успешна, что права на ее трансляцию закупает целый ряд зарубежных телекомпаний. В это время руководство компании Сони Пикчерз Телевижн, понимая, что это далеко не предел, приобретает эксклюзивные права на программу за сто тридцать семь с половиной миллионов фунтов стерлингов. Благодаря этому приобретению, сегодня только эта компания занимается распространением лицензии на право трансляции интеллектуального шоу во всем мире.

Британская версия игры «Кто хочет стать миллионером?» является классической, не претерпевшей серьезных изменений, в отличие от программ, которые транслируются в различных странах. Наиболее часто редакции программы, приобретя лицензию на право трансляции телевизионного шоу - это игра кто хочет стать миллионером играйте бесплатно, которая увеличивает призовой фонд до нескольких миллионов, а иногда и миллиардов, в зависимости от текущего курса валют. Так, после серьезной инфляции, в 2003 году руководством телевизионной викторины «Кто хочет стать миллионером?» в нашей стране было принято решение увеличить призовой фонд до трех миллионов рублей для того, чтобы еще больше повысить рейтинг этого шоу как среди зрителей и телезрителей, так и среди участников проекта. Что же касается Великобритании, то стабильность экономики позволяет сохранять приз в размере одного миллиона фунта стерлингов на протяжении вот уже более десяти лет.

В 2000 году именно в Великобритании разрабатывается настольная игра по мотивам нашумевшей телевизионной викторины. Ее создатель – компания Той Прессмэн Корпорэйшн. Новая разработка имеет колоссальный успех и до сегодняшнего дня пользуется огромной популярностью во всем мире.

Что же касается правил игры в британской версии телевизионного интеллект-шоу, то они серьезно отличаются от принятых в нашей стране. Если говорить на чистоту, то сегодня в Российской Федерации используются старые правила игры, а в большинстве западных стран – новые, разработанные в 2002 году. Так, сегодня в Великобритании для того, чтобы получить один миллион фунтов стерлингов, необходимо ответить не на пятнадцать, как это было ранее, а на двенадцать вопросов. Однако вряд ли от этих нововведений играть в эту телевизионную викторину станет легче, так как авторы идеи сократили первые три вопроса, которые раньше могли принести участнику сто, двести и триста фунтов стерлингов соответственно.

Кроме того, в том же 2002 году изменения коснулись не только вопросов – были изменены суммы выигрышей. Если в первоначальной версии программы, отвечая на седьмой вопрос, участник становился обладателем суммы в размере четырех тысяч фунтов стерлингов, то сегодня эта цифра составляет пять тысяч. «Подорожали» и другие вопросы: восьмой вопрос «увеличился в цене» - теперь он «стоит» десять тысяч, в то время как раньше правильный ответ давал игроку возможность уйти домой с восемью тысячами фунтов стерлингов; девятый вопрос стал «стоить» двадцать тысяч фунтов стерлингов, в то время, как раньше правильный ответ на него вознаграждался шестнадцатью тысячами. Правильный ответ на одиннадцатый вопрос приносит сегодняшнему участнику сто тысяч фунтов против шестидесяти четырех в старой версии программы. Двенадцатый вопрос стал «дороже» на пятьдесят тысяч и составляет сто семьдесят пять тысяч фунтов стерлингов. Тринадцатый вопрос оценен разработчиками новых правил в триста тысяч против «старых» двухсот пятидесяти. Кроме того, согласно новым правилам изменена сумма второго несгораемого рубежа – она составляет пятьдесят тысяч фунтов против тридцати двух. Остальные правила, касающиеся денежных выигрышей и «стоимости» вопросов, остались без изменений.

Что же касается пункта правил о возможности забрать выигранные деньги в любой момент, независимо от того вопроса, до которого дошел участник, то оно сохранилось в новой версии программы. По мнению разработчиков, наиболее сложный выбор стоит перед участником, ответившим на одиннадцать вопросов и заработавшим пятьсот тысяч фунтов стерлингов – с одной стороны соблазн выиграть миллион очень велик, а с другой – хочется забрать выигранные деньги и не рисковать, так как сумма достаточно внушительная. Именно поэтому разработчики и авторы идеи программы сделали разрыв в денежном эквиваленте между последним и предпоследним вопросом наиболее максимальным, и внесение изменений не коснулось этого пункта. Так как именно этот огромный разрыв нередко сдерживал игроков от борьбы за миллион фунтов стерлингов. Если же его сократить хотя бы в два раза, значительно снизится риск и, по словам разработчиков, количество людей, которые захотят побороться за главный приз значительно возрастет.

На сегодняшний день помимо Великобритании на новый формат телевизионной передачи перешло еще несколько стран, в числе которых Франция, Болгария, Польша. В этих странах также введено двенадцать вопросов вместо традиционных пятнадцати и изменены денежные вознаграждения за некоторые из них. Однако на сегодняшний день в одной стране используется шестнадцать вопросов для того, чтобы определить, кто же из участников является самым интеллектуальным. Такой формат программы принят сегодня в Австралии – согласно правилам шоу в этой стране, шестнадцатый вопрос создан в качестве бонусного и дает возможность участнику, который правильно ответил на пятнадцать и выиграл свой миллион местной валюты, поучаствовать в розыгрыше пяти миллионов. Правила гласят, что даже если победитель игры неправильно ответит на шестнадцатый вопрос этой телевизионной викторины, он все равно забирает миллион. Однако в случае правильного ответа на самый последний – бонусный – вопрос, он уйдет с программы с выигрышем, сумма которого составит пять миллионов. Аналогичные правила долгое время действовали и на территории Таиланда, но после того, как Великобритания и некоторые другие европейские страны перешли на двенадцать вопросов для участников телевизионного шоу, эта страна также последовала их примеру и сегодня в Таиланде можно выиграть только один миллион, ответив правильно на двенадцать вопросов. По мнению экспертов, после внедрения на территории Австралии шестнадцатого вопроса, рейтинг этого и без того популярного шоу вырос в несколько раз, а количество потенциальных участников возросло в несколько сотен раз – еще бы, ведь помимо миллиона, человек может стать обладателем пяти миллионов!

На территории Соединенных Штатов Америки были введены более жесткие правила игры «Кто хочет стать миллионером?» - теперь для того, чтобы ответ был засчитан, его следует не только назвать правильно, но и успеть озвучить в строго отведенное для этого время. Так, скажем, отвечая на первый – пятый вопросы игрок имеет возможность обдумать свой ответ только в течение пятнадцати секунд, по тридцать секунд ему дается на ответы с шестого по десятый вопрос и по сорок пять секунд для ответа на все вопросы, начиная с одиннадцатого и заканчивая четырнадцатым. Что же касается пятнадцатого вопроса, то в случае, если игрок доходит до него, секундомер останавливается и у участника есть возможность спокойно и неторопливо обдумать свой ответ. Таймер включается после того, как ведущий заканчивает читать вопрос. Кроме того, если игрок использует подсказку «пятьдесят на пятьдесят», в этом случае таймер также не останавливается. По правилам игры американской версии, только две подсказки – «Помощь эксперта» (в российской версии – «Звонок другу»), а также «Помощь зрительного зала» позволяют остановить таймер. Однако после того, как ответ от эксперта или из зала получен, моментально возобновляется отсчет и игрок имеет право раздумывать столько секунд, сколько положено по правилам. Это нововведение было внедрено на территории Соединенных Штатов Америки в начале 2008 года для того, чтобы, во-первых, усложнить задачу участникам телевизионной викторины «Кто хочет стать миллионером?», а во-вторых, для того, чтобы увеличить число людей, которые успевают попасть в одну игру – теперь в тридцати (сорока пяти) минутном шоу успевает принять участие в среднем до десяти человек, в то время, как раньше участвовали только два-три человека. Несколько лет назад подобное нововведение коснулось и телевизионных викторин в Тайвани и Австралии – там тоже были введены временные лимиты, однако из-за резкого падения числа участников, зрителей и телезрителей от них в скором времени пришлось отказаться.

В 2008 году на территории Норвегии интеллектуальная телевизионная викторина приобрела кардинально новый и непривычный для традиционной игры формат – теперь за игровым столом встречается не только ведущий и участник, а шестеро участников и ведущих. Игроки одновременно принимают участие в игре. Каждый из них имеет право давать ответы на вопросы и каждый имеет ограничение по времени – на первые пять вопросов выделяется по пятнадцать секунд на каждый, на шестой – десятый вопросы разработчики программы выделяют тридцать секунд и на вопросы с одиннадцатого по пятнадцатый – по сорок пять. При этом игра заканчивается после того, как все до последнего участника проигрывают или выигрывают. Аналогичный формат был внедрен в Италии 15 декабря 2008 года, однако, по мнению разработчиков шоу на территории этой страны, он не оправдал себя, рейтинги программы стали постепенно падать и 18 марта 2009 года руководство программы в Италии приняло решение о возвращении прежнего формата. С апреля 2009 года этот формат используется и в Австралии.

В феврале 2004 года на территории Соединенных Штатов Америки была запущена вторая версия программы «Кто хочет стать миллионером?», которая вышла в эфир под названием «Кто хочет стать супер миллионером?». В этой версии игры были внедрены еще две дополнительные подсказки для участников – «Три мудрых человека» и «Двойной ответ». Однако использовать их можно было только после ответа на десятый вопрос и выигрыша в размере ста тысяч долларов США. Подсказка «Три мудрых человека» предоставлялась при поддержке различных спонсоров, которые выбирали трех наиболее интеллектуальных и образованных, на их взгляд, людей – это были известные представители политики, экономики страны, а также бывшие победители программы и т.д. Следует, однако, заметить, что каждый из трех помощников мог ответить по-разному и это приводило участника в полнейшее замешательство. В отличие от этой подсказки, «Двойной ответ» гораздо больше и чаще помогала игроку. Суть этой подсказки заключается в том, что игрок имеет возможность дать два ответа на заданный вопрос. Однако при этом игрок не имеет права использовать какие-либо другие подсказки или задавать уточняющие вопросы – он должен дать два ответа самостоятельно. Важно также отметить, что эта подсказка не освобождает игрока от таймера, который дает обратный отсчет – то есть, в том случае, если игрок дал первый ответ и он неверен, ему нужно успеть дать второй верный ответ до тех пор, пока не истечет время. В том случае, если время истекло раньше, чем был дал верный ответ или оба ответы были неверны, игрок проигрывает и покидает игру без денег или с минимальным денежным вознаграждением в размере одной тысячи долларов США.

В том же 2004 году вышла в свет еще одна версия программы с двумя кардинально новыми подсказками – «Переключить вопрос» и «Спроси эксперта». Первая подсказка может быть использована игроком только в том случае, если он правильно ответил на первые десять вопросов. Подсказка «Переключить вопрос» позволяет участнику выбрать другой вопрос, который, возможно, окажется более легким и знакомым для участника. Таким образом, у игрока появляется дополнительный шанс дать правильный ответ. Однако в том случае, если игрок выбрал эту подсказку, он уже не имеет права вернуть первый вопрос и вынужден отвечать на второй вопрос, несмотря на то, оказался ли он легче или сложнее. Эта подсказка также использовалась в английской версии, только называлась при этом «Флип». На сегодняшний день подсказка «Переключить вопрос» используется в Австралии, Испании, Новой Зеландии, Турции, Сербии, Индонезии, Израиле, Греции, Индии и некоторых других странах. В 2008 году такая подсказка была внедрена и в португальской версии, однако если во всех перечисленных странах вопросы заменялись на равнозначные, то в Португалии мог попасться как очень легкий, так и слишком сложный вопрос.

«Задай вопрос эксперту» («Спроси эксперта»). Существование этой подсказки стало возможным исключительно благодаря стараниям спонсора программы на территории Соединенных Штатов Америки – всемирно известной компании Skype, которая кстати тоже совместно с компанией Games3D Tehnology Inc. проводит акцию в сети McDonalds. Эта подсказка напоминает «Три мудрых человека», только в случае ее использования, игрок имеет право спросить мнение одного эксперта, который выскажет свою точку зрения и постарается дать правильный ответ. Использование этой подсказки становится доступным после того, как игрок отвечает на пятый вопрос.

Однако, несмотря на наличие большого количества разнообразных изменений, доработок и дополнений, которые зависят от целого ряда факторов, в том числе, и от населения страны, в которой транслируется передача, и от экономической ситуации, и от многих других не менее значимых факторов, основа программы остается одинаковой во всех странах мира. Принято считать, что идея проекта разработана в 1998 году, однако, на самом деле, это не совсем так – еще в пятидесятых годах двадцатого столетия на территории Великобритании существовало шоу под названием «Вопрос на 64 тысячи долларов», участвуя в котором каждый игрок мог точно также, заработать деньги своим собственным умом. Конечно, в те времена выигрыши были значительно меньше сегодняшних, да и концепция игры была несколько трансформирована, однако следует отдать должное настоящим разработчикам шоу – авторам, которые в пятидесятых годах разработали шоу, пользующееся бешеной популярностью под различными названиями и в разных странах мира вот уже более полувека!

Читайте далее: Видео из игры «Кто хочет стать миллионером?»